Биография Ханны Шигулла

Главная Фотоальбом Фильмография Награды и номинации Интервью и статьи
Ханна Шигулла родилась в семье лесоторговца. В 1945 году приезжает с матерью в Мюнхен. В 1948 году её отец возвращается из плена. После окончания гимназии Ханна Шигулла уезжает по обмену на один год в Париж. В 1964 году в Мюнхене начинает изучать германистику и романистику с целью стать учительницей. В 1966—1967 годах посещает также уроки актёрского мастерства в студии Фридля Леонарда. В сентябре 1967 года благодаря знакомству с Райнером Вернером Фассбиндером приходит в Театр действия. В июне 1968 года Театр действия закрывают из-за несоблюдения техники противопожарной безопасности, а, по мнению группы, по политическим причинам. Часть ансамбля организует антитеатр. В 1967—1969 годах играет во многих спектаклях Фассбиндера. В 1968 году дебютирует в кино в фильме Жана-Мари Штрауба «Жених, комедиантка и сутенер». Сыграла в 23 фильмах Фассбиндера.

С 1981 года живёт в Париже.

После смерти Фассбиндера в 1982 году стала редко сниматься в кино, предпочитая сложные роли в мультинациональных кинокартинах. Наиболее известные её роли этого периода — Полина Кропп в фильме «Любовь в Германии» (1983) Анджея Вайды, Ольга в кинофильме «Чистое безумие» (1983) Маргареты фон Тротта, мать Джакомо Казановы в телефильме «Казанова» (1987) Саймона Лэнгтона, Инга в «Умереть заново» (1991) Кеннета Браны.

С 1997 года редко снимается в кино и чаще выступает в качестве певицы шансонов.

Пришла в кино благодаря Р. В. Фассбиндеру, который пригласил ее сначала в «Анти-театр», а затем начал снимать в кино. Их первая общая работа «Любовь холоднее, чем смерть» (1969), но прежде Шигулла появилась в фильме «Охотничьи сцены в Нижней Баварии» П. Фляйшмана.

Фассбиндер и Шигулла сделали вместе 21 фильм с 1969 по 1974, потом с 1978 по 1980. Создаваемые ими образы претерпели сложную эволюцию.

Личные отношения режиссера и актрисы остаются до некоторой степени тайной, но одно несомненно: миф Шигуллы был создан режиссером, он же сформировал ее исполнительскую индивидуальность, снял лучшие ленты с ее участием. Сначала актриса предстает воплощением человеческой цельности, духовности и доброты (особенно показательны роли в «Катцельмахере» и «Продавце четырех времен года»), а Фассбиндер воспевает ее красоту, редкую женственность и гармоничность, примеряет к ней разные облики соблазнительницы в своих жанровых стилизациях («Любовь холоднее, чем смерть», «Боги чумы», «Уайти» и др.).

Откровенное признание в любви — образ актрисы Ханны в «Предостережении святой блудницы». Но подлинное открытие Шигуллы происходит в фильме «Горькие слезы Петры фон Кант» (1972), где за мечтательной, женственной созерцательностью ее героини скрывается нравственно и психически искалеченное существо.

После фильма «Эффи Брист Фонтане» Шигулла разрывает свой творческий роман с Фассбиндером, не желая довольствоваться ролью модели. Через пять лет они встречаются для создания лучшего фильма Фассбиндера «Замужество Марии Браун» (1978, премия за роль на МКФ в Западном Берлине-79), где, наконец-то, достигнут баланс между ролью Фассбиндера-мастера и исполнительским талантом Шигуллы.

Сдержанность актерской манеры, магнетизм Шигуллы оказались идеально использованными, и более того, не напоминая расхожие представления о немецкой женщине, она сумела воплотить на экране метафору «Мария Браун — это сама Германия».

То же самое можно сказать и о фильме «Лили Марлен» (1980), где образ певички-идола Вилки, еще одного воплощения немецкого характера и души, все-таки трактован мелодраматичнее и привычно.

В сериале «Берлин. Александерплац» (1979) Шигулла играет архетипную соблазнительницу и одновременно женский архетип личной истории самого Фассбиндера. Женщина-сфинкс, красавица и воплощение женственности, призванная напомнить о причудливой Вселенной своего Пигмалиона — такой предстает Шигулла во многих других своих работах («Ложное движение», «Страсть», «Антоньетта», «История Пьеры», приз на МКФ в Канне; «Будущее — это женщина», «Приключения Катрин К.»).

Подчас ее роли очень хороши, но это лишь обыгрывание кинематографического мифа, созданного благодаря уникальным ролям в фильмах Фассбиндера.




Доктор пицца

Hosted by uCoz